Нарушение речи у детей при аденоидах – беда для детей, беда для родителей

 

Аденоиды у детей в носу влекут за собой шлейф самых разных видов патологических процессов в органах ЖКТ, сердечнососудистой, дыхательной системы, деформируют уродливыми изменениями скелетный каркас ребенка. Не говоря о том, что на фоне затрудненного носового дыхания у детей развивается кислородное голодание мозгового серого вещества, чем обуславливаются нервно-психические расстройства, затормаживание в умственном развитии ребенка.

Помимо этого, дети, у которых диагностировали симптомы пораженных аденоидами носоглоточных миндалин, приобретают специфический, бросающийся сразу в глаза (при обращении) дефект, – гнусавый, невыразительный голос (ринолалия). Речь утакого ребенка невнятная, при попытках разговора он брызгает слюной (гиперсаливация), не выговаривает не то что звонкую гласную букву «р», картавит, а большую часть алфавита (страдает дизартрией).

Таких детей трудно понять, что они хотят сказать. Помимо членов семьи, которые чаще находятся с таким ребенком и привыкли его понимать, для остального социального сообщества его нарушение речи становится неопредолимым препятствием для речевой коммуникации.

По какой причине у детей происходит подобная приобретенная патология – нарушение важнейшего коммуникативного способа общения с окружающим миром, – речи?

Два супер негативных фактора в нарушении речи при аденоидитах – гиперсаливация и дизартрия

Основная причина известна – аденоидная вегетация, проявляющаяся аденоидами у детей в носу, глотке. Именно она, распространяя через кровеносное русло массу опасных бактерий, микробов из гипертрофированных миндалин интенсивно патогенезирует внутренний слой эпидермиса носоглотки. Под воздействием активной аденоидной интоксикации слизистый эпидермис этого висцерального сектора:

  • Гиперемизируется;
  • Поражается проявлениями асцита, гипергидролизации в тканях носоглотки;
  • Деструктурирует антропологические и морфологические параметры задней стенки носоглотки, носовых каналов, голосовые связки, слуховой орган (уши).

В совокупности этих факторов, проявляющихся в симптомах инвазии аденоидами у ребенка и, приплюсовывая клинические характеристики (стадии аденоидита, степени тяжести протекания, врожденный ослабленный иммунитет ребенка к аденоидному патогенезу), вырисовывается явная патозвуковая, резонаторная дисфункция, – нарушение способности, воспроизведение фонематической функции (четкость произношения речи).

Логопеды, дефектологи дифференцируют нарушение речи у детей на 2 типа:

  • ФФНР (функциональное фонематическое нарушение речи);
  • ОНР (общее (врожденное) нарушение речи).

Понятно, что по поводу второго пункта разговор в отдельной теме – генетические аномалии внутриутробного, наследственного фактора в аспекте нарушения речевой функции у детей. Тогда, как первый пункт подпадает исключительно, под тему данного обсуждения. Поэтому, два заявленные в названии раздела, клинические определения, – гиперсаливация и дизартрия возвращают читателей к продолжению разговора о злободневной проблеме (ФФНР), – патологическое нарушение речи, приобретенное по вине аденоидов, дисфункция речевых анализаторов у детей (низкий порог артикуляции, неразвитость около губных мышц, тромбирование инфицированной слизью носовых пазух). Что обозначают эти медицинские термины?

  1. Гиперсаливация. Словосочетание происходит от греческой словесной этиологии, состоящей из двух смысловых понятий – «Hyperis» (сверх возможности, преобладающая степень над-чем либо) и прибавление слова «слюна, слюноистечение» по-латыни – «Salivation». С позиции патомикробиологии выражается в чрезвычайной, обильной выработке секреторной жидкости в слюнных железах.

Внимание! Детская висцеральная медицина (сфера ЛОР заболеваний, отоларингологии) относит подобную картину при аденоидитах к патологическим проявлениям, ненормальным, приносящим действенный и стойкий удар по возрастному развитию детей. Зараженные аденоидновирусной инфекцией слюни скапливаются в носоглотке. Из-за оплывшей слизистой, затруднена возможность свободного оттока слюнных выделений. Поэтому они «заливают» резонаторные локации (Гайморовы пазухи, голосовые «пучки» связок).

  1. Дизартрия.Также имеет греческую родословную и обозначает – издавать ясное, членораздельное произношение звукового ряда (слова, фразы речи), – «Dysatrios» и «Arthroō». Клиницисты Лого педиатрии классифицировали виды дизартрии, распределили их по степени тяжести. Несомненно, по единому мнению отоларингологов, дефектологов, педиатров, дизартрия – намного тяжелее формация, патоклинический признак в ОНР, чем саливация. В случаях запущенного аденоидита либо в просроченных стадиях заболевания у ребят прогрессирует совместный патологический комплекс, – скелетно лицевая деформация + глухота+ поражение звуковых нейрорецепторных центров в головном мозгу.

Важно! Практически во всех дизартрических видах, которых насчитывается порядка 9-ти основополагающих, присутствует один объединяющий признак – заражение аденоидотоксинами жизненно важных мозговых участков (головы), областей коры и подкорковой структуры. Поражаются те физиологические площади, где сконцентрированы нейросенсорные сочленения, пучковые связки, которые задействованы в формировании синтеза/анализа поступающих звуковых сигналов извне.

К самым распространенным видам дизартрии относятся:

  • Бульбарная/псевдобульбарная патоформа – (парез лицевых мышц, участвующих в активной артикуляции, мимике);
  • Мозжечковая – (поражение аденоидной микрофлорой мозжечка);
  • Корковая/подкорковая – (инфицирование субарахноидальной мельчайшей капиллярной сети);
  • Экстрапирамидная (гиперкинетическая), при которой деструктурируют нейросенсорные, посылающие сигналы лицевым, глоточным нервным окончаниям;
  • Паркинсоническая (подвид болезни Паркинсона), при данном патогенезе характерна тянущаяся, запинающаяся речь, бессвязная, непроизвольные подергивания головы, подбородка;
  • Холодовая, при ней изменяется речь под воздействием температурных влияний (холодный воздух вызывает сбой в ритме речевого дыхания, в прерывности речевого потока, появляются обрывочные слова, звукосочетания).

Следует отметить и не забыть упомянуть о просодической стороне в патогенном нарушении речи у детей. Просодика – звуковая, речевая эмоциональность, внятность, оттеночная характеристика. У детей, с перечисленными патогенными проявлениями отсутствует просодическая окраска. Голос монотонный, невнятно бубнящий – глухой, «заложенного» тембра звучания. Голосовой ритм – медленный, растянутый, лишенный эмоциональных всплесков/понижений.

Нарушение речи у детей, связанное с аденоидами, вызывает серьезные опасения у специалистов. Врачи отмечают, что увеличение аденоидной ткани может приводить к затруднениям в дыхании, что, в свою очередь, негативно сказывается на развитии речевых навыков. Дети, страдающие от аденоидов, часто испытывают проблемы с произношением звуков, что может привести к задержке в освоении языка. Педиатры и логопеды подчеркивают важность ранней диагностики и комплексного подхода к лечению. Своевременное вмешательство может не только улучшить дыхание, но и способствовать нормализации речевого развития. Родителям рекомендуется внимательно следить за состоянием здоровья детей и при наличии симптомов обращаться за медицинской помощью.

Нарушение речи у детей, вызванное аденоидами, становится серьезной проблемой как для малышей, так и для их родителей. Многие семьи сталкиваются с трудностями в общении, когда ребенок не может выразить свои мысли и чувства из-за затрудненного дыхания и постоянной заложенности носа. Родители отмечают, что такие дети часто становятся замкнутыми, избегают общения со сверстниками и испытывают стресс в школе. Педагоги также замечают, что проблемы с речью могут негативно сказаться на учебе и социализации. Важно, чтобы родители не оставались в стороне и обращались за помощью к специалистам, чтобы предотвратить дальнейшие осложнения и помочь ребенку развивать навыки общения. Своевременное лечение аденоидов может значительно улучшить качество жизни и вернуть радость общения.

Речь при аденоидах.Речь при аденоидах.

Нарушение речи у детей с больными аденоидами миндалинами – душевное переживание, психическая травма

Нарушение речи у детей с больными аденоидами миндалинами

Вопрос-ответ

AdenoidectomyAdenoidectomy

Как связаны аденоиды и речь?

Распухшие аденоиды придают речи «носовое» звучание, «м» звучит как «б», а «и» — как «д». Это происходит потому, что ребенок пытается закрыть рот для произнесения этих звуков, но не может этого сделать из-за заложенного носа.

Могут ли аденоиды быть причиной задержки речи?

Цель. Гипертрофия аденоидов — это физическое изменение, которое может повлиять на речь. А нарушение речи может иметь и другие негативные последствия для жизни ребёнка. Обструкция дыхательных путей приводит к ограничению дыхания через рот и вызывает изменения осанки нескольких орофациальных структур, включая рот, язык и подъязычную кость.

Аденоиды. Комплекс упражнений для формирования правильного носового дыхания при аденоидах.Аденоиды. Комплекс упражнений для формирования правильного носового дыхания при аденоидах.

Чем опасен аденоидит для детей?

Аденоиды не только мешают нормально дышать, но и влияют на слух, прикус, анализ крови, может быть и нарушение речи. Часто, наряду с увеличением аденоидов, увеличиваются и миндалины. В итоге у малыша затрудняется дыхание. Из-за недостатка кислорода возникает благоприятная среда для развития инфекционных заболеваний.

Что значит аденоиды 3 степени?

При первой степени аденоиды перекрывают не более трети просвета хоан и сошника. При второй степени аденоиды разрастаются уже на половину диаметра хоан, а при третьей – происходит практически полное прекращение сообщения полости носа и носоглотки.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно посещайте врача-отоларинголога для контроля состояния аденоидов. Это поможет своевременно выявить проблемы и предотвратить ухудшение речи у ребенка.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на дыхательные упражнения. Они могут помочь улучшить дыхательную функцию и, как следствие, способствовать нормализации речи. Консультируйтесь с логопедом для получения рекомендаций по упражнениям.

СОВЕТ №3

Создайте дома спокойную и поддерживающую атмосферу для общения. Читайте книги, играйте в развивающие игры и разговаривайте с ребенком, чтобы стимулировать его речевое развитие и уверенность в себе.

СОВЕТ №4

Не игнорируйте симптомы нарушения речи. Чем раньше вы начнете работать над проблемой, тем легче будет ее решить. Обратитесь к специалистам, таким как логопеды и психологи, для комплексного подхода к лечению.

Ссылка на основную публикацию
Похожее